Немногим больше года минуло с того дня,
когда разнеслась по стране весть о болезни Натальи
Гундаревой. Для кого-то это было настоящей бедой, для иных средств массовой
информации поводом повысить тираж своего издания. Жутко вспомнить
кричащие с газетных развалов заголовки, крупные планы
фотографий, обвал звонков в Театр Вл.Маяковского и в Союз театральных деятелей с требованием прокомментировать случившееся… Как
страшно быть звездой! Мне снова пришлось подумать об этом,
когда я приехала в подмосковный санаторий "Валуево" и, сидя
на скамейке в ожидании Натальи Георгиевны, увидела молодых мужчину и
женщину, явно кого-то разыскивающих. На плече у
мужчины висела сумка со съемочной аппаратурой, женщина говорила по
мобильному телефону: "Не представляю себе, где она, не можем пока
найти…" Я
напряглась, но внезапно подозрительная пара
бросилась к какой-то женщине с
приветствиями и поцелуями. Тем временем в дверях появилась Наталья.
Смотрю на нее и не устаю поражаться. Страшная болезнь долго и упорно пыталась придавить Гундареву, но не удалось. Не тот характер. Мы возвращаемся к корпусу, садимся в ее комнате пить чай и все никак не можем сосредоточиться на интервью, а оттягиваем время, болтая обо всем на свете.
-
И все-таки давай начнем. О
чем тебе самой хотелось бы поговорить?
- Хочешь, скажу совершенно честно? Я больше всего на свете хочу, чтобы меня оставили в покое. И еще очень хочу жить так, как жила раньше. Моя профессия публичная, я это давно уже поняла и приняла многие условности и необходимости публичного существования. Порой меня раздражает, когда ко мне без конца подходят люди, но это моя жизнь. Наверное, когда ко мне перестанут подходить, я буду самым несчастным человеком на свете, поэтому пусть будет так.
-
В первый раз, когда я
приезжала сюда, погода была замечательная,
по парку гуляло много людей, и почти каждый из них улыбался тебе,
говорил какие-то слова. И сегодня, помнишь
человека, который шел нам навстречу, говоря по
мобильному телефону? Не отрываясь от трубки,
он раза три пожелал тебе здоровья. Это ведь тоже – часть звездной
жизни. Люди любят тебя искренне и ждут
твоего возвращения.
-
Я понимаю все, но, честно
говоря, пока не могу ничего связывать с
театром. Наверное, для того чтобы работать в театре так, как я всегда
работала, надо, чтобы прошло очень много
времени. Так, как я играла, я уже не смогу
играть. Никогда не понимала своих
коллег, которые выходят на сцену, чтобы
произнести текст. Я всегда думала: что же их
тогда
- Не сможешь играть так –
сможешь играть по-другому…
-
Нет, по-другому мне не надо.
Ну ничего со мной не поделаешь, всю жизнь
была максималисткой. Характер такой. Если не лучше и не быстрее всех, то
никакого смысла нет.
- Ты и выздоравливать хочешь
так же: быстрее и лучше всех.
-
Естественно. Я хочу как
можно быстрее стать живее всех живых, как
Ленин. Но пока не получается, и с трудом приходится заставлять себя
терпеть и ждать. Хотя без дела не сижу, кроме
всех процедур, которые приходится проходить, пытаюсь и
творчеством заниматься. Не слишком громко
это звучит?
- Нет-нет, это более чем логично звучит.
- Так вот, на днях была годовщина смерти Андрея Александровича Гончарова, и наш театр задумал издать сборник в память о нем. Обратились и ко мне с просьбой написать свои воспоминания о режиссере, с которым я много работала. Вот я и стала потихоньку составлять текст, сразу решительно отказавшись от формы воспоминаний, мне это претит, я не была на его похоронах, и для меня он остался живым. Когда мои записи обрели какую-то форму, муж отнес рукопись в театр, и оказалось, что я первая "выполнила задание". Вот это в моем характере! Не берусь судить, как это сделано, может быть, хуже, чем будет у всех остальных, но я поставила себе минимальные сроки и, не обладая особым даром рассказчика, а уж тем более писателя, как-то сформулировала свои мысли по поводу Андрея Александровича. Мне так лучше - поставить перед собой определенный срок и конкретную задачу, я начинаю чувствовать себя увереннее.
- Я помню, несколько лет
назад ты говорила,
что стену, может быть, и не разобьешь, но
один кирпич выбьешь точно. Вот и сейчас
ты занимаешься этим же привычным для тебя
делом – выбиваешь головой кирпичи.
-
Голова-то одна, а кирпичей
много.
- Но они же вываливаются!
-
Редко. Я пока вижу перед
собой глухую стену и не ощущаю в ней
отверстий.
- Тем не менее за этой глухой
стеной ты сидишь и читаешь "Братьев
Карамазовых".
-
Нужно же занять себя чем-то.
Я решила перечитать роман, когда услышала,
что Сергей Николаевич Арцибашев задумывается над
постановкой Достоевского. По слухам, на
роль Дмитрия прочат моего мужа, Михаила
Филиппова. Я начала перечитывать роман и
напала на какой-то интересный кусок,
прочитала ему этот большой абзац. Нашла еще что-то, еще…
В общем, стала собирать досье на Митю Карамазова.
А потом Миша меня очень
подбодрил - ведь у Достоевского важна каждая
деталь, несмотря на те жесткие рамки, в
которые он вгоняет образ, и я ухватилась за
то, мимо чего многие проходят:
Дмитрий совсем не такой упрямый, не такой
уверенный, не такой гуляй-город, как принято его видеть. Он стесняется
ногтя на большом пальце – почему-то для
меня это открыло в его характере очень
многое: да, неистовый, да, упрямый, но и
еще что-то очень важное. Миша посоветовал
мне подробно пройтись по каждому из братьев. Я очень занята этой
работой - жалко марать книжку, поэтому я
все переписываю. Хочется составить биографию каждого брата.
-
Вот видишь, какое
замечательное поле деятельности
обнаружилось: всю жизнь ты должна была
бежать, жить в сумасшедшем ритме, на
такую исследовательскую работу времени не
хватало никогда, хотя приходилось много иметь дел
с прозой, с инсценировками. Скажи, ты
оцениваешь сейчас прелесть нового для тебя, плотного общения с
книгой?
-
Скажу честно, конечно, я
никакой не исследователь, меня не может это
увлекать, но я свято поклялась себе, что сделаю это, как бы мне ни
хотелось спать или заняться чем-то другим.
Конечно, меня это не может захватить полностью, не по моему это
темпераменту, не по моей жизни, но я
чувствую свою сопричастность. И - надеюсь,
что "не
- Наверное, не очень уместно
об этом сейчас говорить, но ты хотела бы
сыграть в этом спектакле или удовлетворяешься только
исследовательским процессом, помогая мужу?
-
Смотря кого. Хотя… мне
кажется, Хохлакова по мне просто плачет.
Причем первый раз я читала, ничего не прикидывая не себя, - такое
чтение очень улучшает восприятие, освежает
его, когда в одном конце коридора ты, а в другом - персонаж, о котором
ты пока еще и не думаешь. И тут я поняла, что
у Достоевского персонажи проходят через многие его произведения. Вот
стоит скелет, и ты начинаешь наращивать
мышечную ткань, потом присоединяешь к себе, кровь твоя начинает
пульсировать, и все начинает жить, плакать,
смеяться, дышать. И, еще не думая о себе, я
решила: той, кто будет играть
Хохлакову, нужно непременно в первую
очередь прочитать "Дядюшкин сон",
потому что в Марье Александровне Москалевой
столько есть черт Хохлаковой! И Мозгляков с
Ракитиным иногда просто один к одному. И Алеша. Ведь что такое человек,
который не может совместить себя с
действительностью? Старый князь в каком-то смысле.
- В общем, ты времени не
теряешь, работаешь, насколько это возможно,
но до выхода на сцену еще далеко. Надо набраться терпения.
-
С терпением иногда бывают
проблемы, все-таки очень резко моя жизнь
разломилась этой болезнью, многое для меня непривычно, многое
раздражает. А больше всего раздражают
газеты. Самое для меня удивительное, что
какие-то газеты все время жалуются на то, что
ни я, ни мой муж не желаем с ними
разговаривать. Это неправда, мне не звонили
ни разу, они постоянно что-то выдумывают,
пытаются раздуть склоку – и "Комсомолка",
которая все время рвется в бой, и одиозная, просто ненавидимая
мною газета "Жизнь". Я никогда до
болезни не знала о существовании такого
издания, и, когда думаю о редакции этой
газеты, хотя я никого в ней не знаю, в моем
воображении возникает "Капричос" Гойи.
Я не хочу сводить никакие счеты,
потому что это означало бы встать с ними на
одну ступень… Ну а что делать? Обматерить? Убить?
- За время твоей болезни
твоего мужа довели до предела разными "жареными"
публикациями. Филиппов - удивительный человек, я,
пожалуй, и не встречала в жизни более
интеллигентного и выдержанного мужчины. Так что давай
вернемся к более привычному и приятному для
нас разговору о театре.
-
Мне сложно сейчас о чем-то
определенном говорить, хотя какая-то
газетка уже поторопилась объявить, что я
выхожу на сцену 8 сентября. Я не
поленилась позвонить в театр, чтобы узнать,
что у нас в репертуаре на этот вечер, и
узнала: идет спектакль "Нора", в
котором я никогда не играла. Я рада приходу
в наш театр Сергея Арцибашева, рада, что
театр живет, что он открывается
премьерой "Женитьбы", где играет Миша,
что близится к концу работа Леонида Хейфеца, который ставит пьесу А.Эйкборна
"Синтезатор любви", что в филиале идут
репетиции. Я всю жизнь в одном театре, и естественно, что жизнь эта у
нас общая. До выписки моей еще далеко, а
может быть, и нет, будет так, как скажут
врачи, которым я абсолютно
доверилась. Я благодарна всем, с кем
встретилась в больницах, потому что на моем
пути потрясающие профессионалы: и
в Институте Бурденко, и в Институте
Склифосовского. Спасибо говорить еще рано.
Я всем заявила: "Знаете,
когда я скажу вам всем спасибо? - вот если я
выйду на сцену, считайте, что это и есть моя благодарность: безмерная,
огромная, всем сразу".
Я уезжаю из санатория уже в
сумерки. Сейчас она опять возьмет в руки
Достоевского и продолжит чтение. А невидимые только ее глазу
кирпичи будут вылетать один за другим из
глухой стены. И когда Гундарева сама увидит открывшееся перед ней
отверстие, она шагнет через него на сцену
своего театра.
Наталья Старосельская
Реклама: |