Наталья Гундарева - одна из тех актрис, которые "купаются" в любви публики вот уже двадцать лет. По ее собственным словам, став популярной, она узнала, "что такое любовь шахтеров, военных, работников торговли и "лиц кавказской национальности" (один темпераментный житель гор, подкараулив ее после спектакля, сказал прямо: "Ты -дэвушка моей мечты. Выбирай: или в ЗАГС, или зарэжу").
-Вы действительно баловень судьбы?
-
Это как посмотреть. После окончания театрального училища меня пригласили
сразу четыре театра: "Современник", МХАТ, Вахтанговский и имени Маяковского.
Андрей Александрович Гончаров, главный режиссер "Маяковки", обещал мне
"златые горы", сразу несколько главных ролей, в том числе и Липочку в "Банкроте"
Островского. А на деле вышло иначе: в театре были свои известные актрисы.
"Банкрота" Гончаров поставил, но Липочку играла не я. Но что-то
с этой актрисой не клеилось. Гончаров сидел на репетиции раздраженный.
А он, надо сказать, велик и в радости, и в гневе... И тут мимо проструилась
его жена и на ходу так, небрежно бросила: "Андрей, попробуй Наташу Гундареву".
Великое дело - режиссерские жены! Меня ''попробовали".
И
на моих первых гастролях - как раз в Риге! - мы играли "Банкрота" в здании
Национального театра. Там сцена немного наклонная, и я на каблуках почти
скатилась, сделав хорошую мину при плохой игре - вроде бы так и задумано.
А у самой сердце трепещет - скажет Андрей Александрович: "Опозорила!!!"
А он после спектакля и говорит: "Это ты хорошо, Наташа, придумала: твоя
Липочка так замуж хочет, что буквально падает навстречу жениху!"
-
После дебюта в кино, когда Вы сыграли буфетчицу в фильме "Здравствуй и
прощай", за Вами утвердилось амплуа "простой женщины"...
-
Знаете, и "простые" ведь бывают роковыми, а роковые - простыми... А мне
действительно присвоили вроде как пожизненно звание "доярка - буфетчица",
хотя я горожанка, коренная москвичка, но играла все больше деревенских.
Кинорежиссерам казалось, что я - олицетворение могучей русской женщины,
которая "коня на скаку остановит, в горящую избу войдет". Но мне повезло,
что я снялась в "Здравствуй и прощай", потому что попала в хорошие руки
Виталия Мельникова - он очень "актерский" режиссер и не побоялся взять
на большую роль меня, никому тогда неизвестную толстушку.
-
И вот Вы себя впервые увидели на экране. Что почувствовали?
-
Тихий ужас. Стыд. Я никогда не комплексовала по поводу своих пышных форм,
но тут мне показалось, что я заняла пол-экрана. Вообще мое отношение к
себе на экране со временем не меняется. Когда я смотрю в первый раз фильм
со своим участием, мне не то чтобы хочется бросить профессию... Но и смириться
с тем, какая я там - не могу! Я ведь когда сценарий читаю, воображение
включается, и я уже картинки из будущей картины вижу "на потолке". Но при
этом забываю, что всего лишь исполнительница, а все решает режиссер. И
если вижу, как при монтаже безжалостно вырезают кусок, на который ушло
столько эмоциональной энергии или пропал крупный план и не видно ни моих
глаз, ни моих страданий - так обидно становится! Ну тут, конечно, еще один
момент. Кто-то сказал: "Умный человек - тот, кто способен посмотреть на
себя со стороны". А мы ведь себя преукрашиваем и со стороны видеть не хотим.
Кино же - не просто зеркало, а увеличительное стекло, и становится страшно...
Когда я озвучиваю свои роли, стараюсь не смотреть на изображение, попасть
в артикуляцию губ, не глядя иа экран. Потом, на премьере, например, в Доме
кино, мне всегда бывает ужасно стыдно, даже если картину хорошо принимают
и только после третьего просмотра я могу здраво себя оценить.
-
Одна из последних Ваших удач - фильм "Собачий пир" режиссера Леонида Менакера,
который некоторым режиссерам удалось посмотреть по коммерческому каналу
ТВ.
-
Да, это работа, за которую не стыдно, хотя мы с Сергеем Шакуровым и играем
дружную пару алкоголиков. Наверное, удалось в драме этих людей показать
одну из страшных примет нашего времени - "Собачий пир" собрал массу международных
наград, я получила на московском фестивале "Нику" за лучшую женскую роль
и высшую награду международного кинофестиваля в Монреале.
-
Зрителей очень интересует вопрос, будет ли продолжение телесериала "Петербургские
тайны", который в прошлом году начал показывать телеканал "Останкино".
Глядя на Вас в роли блестящей светской красавицы, трудно представить в
образе доярки или буфетчицы. Да и сама попытка российского телесериала
интересна: хорошая драматургия, великолепный актерский состав. Это вам
не "Дикая Роза".
-
Я рада, что у рижан такое доброе отношение к нашей работе. Некоторые московские
газеты писали про сериал: "Это еще одна попытка дотянуться до латиноамериканских
"мыльных опер". Знаете, как к нам попадают мексиканские или бразильские
сериалы? После завершения какой-то сделки, дают "на сдачу" кучу коробок
с очередными телесериалами. Они очень дешевы, снимаются в примитивных декорациях,
а сами актеры рассказывают, что не знают содержания очередной серии, прходя
в студию, и свой текст читают прямо с "листа". Впрочем, я никого не хочу
ни в чем убеждать и знаю, что у этих фильмов есть свой зритель. Что касается
"Петербургских тайн", то Всеволоду Крестовскому, автору романа, по мотивам
которого и поставлен фильм, завидовал сам Федор Михайлович Достоевский:
уж больно сюжет здорово закручен, характеры интересные! Когда-то фильм
замышлялся как государственный, сейчас, конечно, государство его не субсидирует
и все-таки титаническими усилиями режиссера Леонида Аристарховича Пчелкина
и его помощников съемки продолжаются. Как раз перед поездкой в Ригу моя
героиня прекращает свое существование в фильме, а сами "Тайны" продолжаются...
В Москве уже был анонс: с 1 марта продолжается показ "Петербургских тайн",
но... не произошло. Думаю, это связано с коммерцией, с рекламой, с какими-то
темными делами, жертвой которых, возможно, и стал Влад Листьев. (Конечно,
сняться в рекламе гораздо выгоднее, чем сыграть большую роль. Парадокс!)
Но я согласилась сниматься не только из любви к профессии. Есть еще и такой
эгоистический момент: страшно, что тебя забудут, страшно потерять любовь
зрителей. Ведь в кино, если и снимаешься, теперь тебя никто не видит. Поэтому
я рассуждаю так: сейчас многие исполнители платят бешеные деньги за клип,
чтобы на несколько минут появиться на экране, а тут ты, работая в хорошей
компании, еще и денежки получаешь, пусть маленькие!
-
Наталья Георгиевна, а Вам предлагали сниматься в рекламе?
-
Предлагали. Один российский банк. Ну, я знаю, что за это платят 500-1000
долларов. Представители банка из вежливости спрашивают: "Сколько бы Вы
хотели получить за свой труд?" Я говорю: "10 тысяч долларов!" Они изумленно
на меня посмотрели: "Но таких денег у нас нет" ''Ну так как же я могу рекламировать
банк, у которого нет денег". Не знаю, на какую рекламу меня можно уговорить...
После фильма "Сладкая женщина" многие так меня и стали называть. И вот
предлагает одна кондитерская фабрика прорекламировать их продукцию. Сделают
из меня этакую кустодиевскую купчиху, посадят на лужайку с самоваром среди
тортов, пирожных и конфет. Думаю - а зачем? Если б я совсем впроголодь
жила...
-
Можно сказать, что Вы живете "как простая женщина" - от зарплаты до зарплаты?
-
Я бы так не сказала. Иногда даже деньги остаются. Я не прихотлива, не модница,
люблю классический стиль, и мои туалеты мне служат долго, потому что они
не экстравагантны. В театр на репетиции вообще можно ходить в тренировочном
костюме.
-
Вы свою красоту как-то холите? Судя по количеству сигарет, выкуренных за
время нашего разговора, не очень...
-
Да, курю много, это ужасно, правда, теперь только ментоловые сигареты "Салем".
Как-то бросила и целых пять пет не курила. Вообще я, наверное, недостаточно
себя люблю: умом понимаю, что нужно заниматься гимнастикой там или аэробикой,
делать маски для лица, массаж, но так жалко времени... Хотя, наверное,
когда-нибудь пожалею.
-
Пользуетесь ли Вы косметикой в жизни?
-
Почти нет. Думаю, женщины красятся для того, чтобы поднять себе настроение,
чувствовать себя более уверенно. А я в общем человек оптимистичный, и от
того, как накрашусь, мое мироощущение и отношение к себе не меняются. И
если я себе противна, никакие наклеенные ресницы, роскошная помада или
тени не помогут. Иногда просто такое ощущение, что по тебе танк Т-34 проехался.
Тут уж никакая косметика не поможет. А есть актрисы, которые за хлебом
в магазин не выбегут, если не накрашены.
-
Но Вас же узнают на улице?
-
Узнают, но поскольку я много играла "простых женщин", то ко мне как бы
никто и не предъявляет высокого "гамбургского счета": иду без прически,
без каблуков, без косметики - это и есть Гундарева. Некоторые даже говорят;
"Ой, а Вы в жизни лучше..." А зимой вообще красота: шапка до бровей, шарф
до носа - никто не узнает. Летом темные очки спасают. Кстати, когда я накрашена
- узнают чаще, а мне этого не надо, я от этого бегу. Узнавать должны по
твоим ролям и судить по ним, а какая я в жизни, людей не должно волновать.
Моя частная жизнь может интересовать только Бога. Ему и судить, праведница
я или грешница.
-
А как Вы относитесь к пластическим операциям?
-
Когда-то я прочитала интервью с Элизабет Тейлор, ей было уже за пятьдесят.
Черты лица еще красивые, но располневшая, что ей не шло, с огромным двойным
подбородком. И когда ее спросили, почему бы не сделать пластику, она ответила:
"Я хочу прожить естественную жизнь женщины. Я видела славу, я была молода,
стройна, но и увядание надо пережить..." Я подумала: какая мудрая и мужественная
эта Тейлор! Прожить и испытать все, что суждено и в молодости, и в красивости,
и в некрасивости, и в дряблости. Познать этот мир через себя. Прошло несколько
лет, и вот Лиз Тейлор делает кучу операций, худеет, бросает пить и становится
снова очаровательной женщиной! Когда я спросила у одной известной нашей
актрисы, которая сделала подтяжку лица, было ли больно, она ответила: "Конечно,
было. Но однажды я посмотрела на себя в зеркало и поняла, почему у меня
все время плохое настроение... Если тебе захочется выглядеть как на своих
фотографиях двадцатилетней давности, то ты сделай операцию, а если и так
настроение нормальное - не делай!" Так что зарекаться не стоит.
-
Если бы Вы могли пожить совсем беззаботно: путешествовать, не думать о
деньгах, полностью расслабиться, не спешить ни в театр, ни на съемки...
Долго бы выдержали?
-
Вот сейчас уже думаю - достаточно долго. Усталость-то накапливается годами.
В прошлом году мы с мужем поехали в Одессу: у него были съемки, а я решила
просто отдохнуть, просто уже падала от усталости. Все подруги говорили:
"Ты что, Наташа, ты же не сможешь там и трех дней прожить, ничего не делая!"
А я гуляла по набережной, потом муж приходил со съемок и мы обедали, опять
шли гулять, я читала подряд все газеты, в гостинице включала телевизор
и тупо смотрела в него. Меня удивляло, что никуда не надо спешить. И я
так прекрасно прожила все эти 18 дней!
-
Ваш муж, Михаил Филиппов, работает с Вами в одном театре, а в "Петербургских
тайнах" играет вашего любовника. Вы - партнеры на сцене и в жизни. Он -
прекрасный актер, но Вы - "звезда". Не осложняет ли это ваши личные отношения?
-
Мы стали мужем и женой не так давно, когда я была уже известной актрисой.
Миша был как бы поставлен перед фактом. И если все же решил связать свою
жизнь со мной, то, как умный человек, понимал, на что идет. Конечно, ему
иногда бывает трудно. Но я в обыденной жизни не очень-то из себя "звезду"
строю, и это сглаживает ситуацию. Я вообще не очень понимаю, что такое
"звезда" применительно к нашей жизни. Я не страдаю гипертрофированным самомнением,
но в ряд "звезд" часто ставят таких актеров, которые ничего не умеют в
своей профессии. Журналиста ведь сейчас - не каждого, разумеется!
- можно купить, и он тебя "обзовет", как пожелаешь: "Вот это "звезда" -
Марья Ивановна Тютькина!" Я думаю: тогда я не хочу быть "звездой", назовите
меня "антителом", что ли...
-
Это правда, что Вы почти не даете интервью в последнее время?
-
Да, избегаю. Сейчас в журналистике царит этакий разбитной, небрежный стиль...
-
У нас он называется "стеб"...
-
Дивное словцо... И вот этот развязанный тон журналист пытается присвоить
тому, у кого берет интервью, не считаясь ни с его манерой изъясняться,
ни с его индивидуальностью. Приносит мне одна журналистка интервью - я
просила показать. Читаю. Слова вроде бы мои, но небрежность, расхлябанность,
запанибратство, которые мне совсем не свойственны! А ведь стиль - это человек,
как известно. Один абзац я полностью вычеркнула, она спрашивает: "Ну почему?!"
"Да потому, - отвечаю, - что Вы этаким манером с мужем меня разведете!"
-
Занимаетесь ли Вы еще политикой?
-
Когда мне предложили баллотироваться, я подумала: ну вот, никто не хочет
тратить время на политику, а ведь когда был министром культуры Демичев,
все кричали: "Он же химик, что он понимает в искусстве!" Потом пришел Николай
Губенко. Свой. Опять недовольны. В нашей стране что бы ты ни делал - все
равно ты никого не устраиваешь, потому что над тобой довлеет система, которую
преодолеть пока невозможно. Но я подумала: моя задача в том, чтобы сделать
что-то не грандиозное, но реальное. Я работаю в своей комиссии по культуре,
на пленарные заседания Думы стараюсь не ходить - сил нет смотреть на все
это позорище. Некоторые мои коллеги говорят: "Зачем она в политику полезла?!"
Но я ведь ничье место не занимаю, попробуйте вы!"
Евгения
Подберезина
Реклама: