Любовь
и надежды актрисы
Перед ее обаянием
невозможно устоять. При том, что она для этого ровным счетом ничего не
делает. Ее героини - крестьянки и рафинированные аристократки, напористые
деловые женщины и нежные матери... Все они очень разные. Пожалуй, единственное,
что их объединяет, - это жизненная необходимость безраздельной любви и
умение любить. Кто-то может сказать, что ей достался счастливый билет,
когда юную выпускницу театрального училища, правда, после повторного показа,
взял в свою труппу Андрей Гончаров, безошибочным чутьем разглядев в пухленькой
студентке будущую приму.>
-
«Леди Макбет Мценского уезда» - Ваша игра в этом спектакле потрясала...
-
Мощнейшая была роль, но все проходит, и я уже давно ее не играю. Эту роль
я очень любила, хотя она, без преувеличения, укорачивала мою жизнь. Потому
что прожить эту нестерпимую любовь в течение трех с половиной часов с той
наполненностью, о какой мечтал, создавая спектакль, режиссер Андрей Гончаров,
было практически невозможно. Я боялась этих спектаклей. И только когда
звучала музыка, я, стоя на коленях на помосте, понимала, что нужно выходить
и играть. На гастролях в Германии я сыграла этот спектакль четыре раза
подряд, и его очень хорошо принимали. А я потом оглохла. Все слышала, как
через вату. Вероятно, напряжение было очень сильным. Потом слух восстановился.
-
Наталья Георгиевна, Вы очень популярная актриса. А как все началось? Из
детской мечты?
-
Да Бог его знает, я уже не помню. Я жила рядом с высоткой на Котельнической
набережной. В этих домах обитали очень известные люди, и в нашей школе
был сильный родительский комитет. Нами занимались: водили в театры, консерваторию,
приглашали интересных людей на школьные вечера. Потом я решила пойти во
Дворец пионеров. Такое времяпрепровождение мне нравилось больше, чем ходить
на танцплощадку. Может быть, я губила в себе какие-то комплексы, потому
что фактура у меня не самая подходящая для актрисы. В театре ведь всегда
нужна молодая красивая героиня, а я полная, рыхлая, себя стеснялась. Представляете,
я со своим ростом и комплекцией поступила в баскетбольную секцию спортивной
школы. Однажды в школе организовали лыжный поход, и я, которая никогда
не стояла на лыжах, пошла, в ветреную погоду ходила без шапки, чтоб доказать,
что морозоустойчивая. Наверное, это было некое изживание чего-то в себе.
Доказать, что и в такой плоти, которая многим казалась несовершенной, важен
дух. Когда Гончаров узнал, что я после аварии опять за рулем, то сказал:
"Наташа, вы опять доказываете, что все можете?" Доказываю, но самой себе.
Моя мама говорит, что первое слово, которое я сказала, было "сама". С "сама"
началась моя жизнь; этим же, наверное, и закончится.
-
Тяжелая авария?
-
Месяца три не могла играть, даже не поехала на гастроли. Но очень подбодрили
меня на Одесской киностудии, пригласив на роль в фильме «Подвиг Одессы».
Я им говорю: "А как же я буду играть?" - а они мне в ответ: "У нас время
военное, нам все равно, что у Вас на лице" - чем вселили в меня надежду.
-
Желание
играть... Что это? Может быть, продление состояния детства?
-
Я бы не сказала, что эти ощущения похожи на детство. Детство связано с
беззаботностью. А все впечатления, которые выносишь на сцену, для меня
связаны с мучениями. Когда настрадаешься, твоя душа очень много приобретает.
Тебе становится многое понятно. Не только плохое, но и хорошее - оно становится
значительнее, яснее, явственнее. Поэтому ты можешь спокойно выходить на
сцену и блистательно играть комедию, потому как знаешь, что такое счастье.
И можешь понять любого нищего, сирого, убогого, потому что сам прошел через
страдания. Для меня актерское мастерство - не баловство. У меня были
веселые роли, но я не умею смешить людей, мне стыдно. Я цирк не люблю.
Мне кажется, что изнутри все люди несчастны н одиноки. Думаю, что те, кто
прилюдно много смеется, в глубине души скрывают печаль. Они стараются забить
ее в дальний угол, чтоб другие не узнали, что им больно. Такая форма защиты.
Панцирь.
-
Страдание, жизненный опыт идут в копилку актеру. А счастье?
-
В мою - нет. Когда счастлива, становлюсь такая сытая, даже толстею. Мне
становится все равно. А я ненавижу себя в состоянии "все равно". Мне лучше
муки адовы. Я к ним привыкла. Так сложилась моя жизнь, и изменить это нельзя.
Мне кажется, что я иногда воспринимаю реальность неадекватно. Можно было
бы не обращать внимания на что-то, а я обращаю: должна через все пройти,
все пережить. Во многих ситуациях я беру крайне отрицательный вариант,
весь его проживаю, а потом оказывается, что все решается положительно.
И тут я начинаю думать: какая же я была дура, что ходила с больным сердцем,
пила валокордин... Но наступает следующий момент, и все повторяется сначала.
Видимо, такой организм.
-
На что Вы тратите вторую половину жизни?
-
У меня ее практически нет. Все время работаю. Многолетняя привычка. Раньше
я отпусков не видела. Отпуск - а я снимаюсь в фильме «Вас ожидает гражданка
Никанорова». Сейчас фильмов почти нет. Недавно отказалась от двух предложений.
Знаю, что потом буду жалеть смертельно, но наступил такой момент, когда
я поняла, что мне нужно отдохнуть. Последние два года были насыщены работой.
А в кино работала не так уж много: небольшая работа у Романа Ершова в «Лакейских
играх», у Аллы Суриковой в фильме «Хочу в тюрьму», были и «Петербургские
тайны». Сказать, что есть мощные работы в кино, не могу.
-
А как работалось в «Петербургских тайнах»?
-
Вообще работа над сериалом изнуряет. Когда-то давно я снялась в телевизионном
трехсерийном фильме. Это было так тяжело... Но сейчас, на фоне того, что
предлагалось, материал мне понравился. Сам Крестовский! А какие актеры:
Стеклов, Караченцов, Елена Яковлева, Ирина Розанова, Миша Филиппов, Валентина
Талызина, Галя Польских! У кого-то роли побольше, у кого-то - поменьше,
но и в маленьких ролях актеры играют замечательно. Да, я играла женщину,
скажем так, отрицательного поля, заблудившуюся, но я пыталась понять и
оправдать поступки своей героини.
-
Сейчас, глядя с вершины, что Вас привлекает?
-
Привлекает, как ни странно, жизнь не в ярких ее проявлениях, потрясениях,
а в спокойной, умудренной текучести. Очень хочется остановить этот бег,
увидеть, как идет дождь, шевелится листва, поднимается туман. Ведь живешь
либо в прошлом (чего я не делаю никогда, даже дат не помню), либо всегда
думаешь о том, что нужно сделать завтра. Но реальностью ты практически
никогда не живешь. А очень хочется ее ощутить! Однако трудно вырваться
из того ритма, что продиктовала жизнь, трудно и даже, если хотите, страшно.
Начинает казаться, что ты что-то теряешь. Хотя я думаю, что наступает такой
момент, когда ты понимаешь, что чего-то достиг, и можешь взглянуть окрест
себя. Мир так многообразен, значителен, есть много тем, которые отсутствуют
в нашей жизни, но мы бежим к своим целям, вершинам. А потом с этих вершин
видишь все, что осталось у подножия, и это так интересно! А ты ничего не
видел, когда бежал.
-
Вы человек не светский?
-
Когда мне надо, я надеваю "долгое" платье, делаю очи вместо глаз и иду.
Но иду, как агнец на заклание. Конечно, бывает приятно, но проводить так
большую часть жизни, когда рядом есть друзья, которых очень редко видишь,
когда всегда нужно что-то прочитать, что-то подучить, собрать или разобрать
чемоданы...
-
Для Вас важно, что думают о Вас другие?
-
Я думаю, те, кто говорит, что их это не волнует, врут. Мнение близких людей
важно. Я не из тех, кто любит, чтобы им перемывали косточки. У меня жизнь
всегда была довольно бурной, но она оставалась моей жизнью. Я не выносила
ее на суд общественности. Я предпочитаю, чтобы мной интересовались с точки
зрения моего творчества, а не моей частной жизни. Я смотрю на актеров,
которых безгранично уважаю: Михаила Ульянова, Марину Неелову, Армена Джигарханяна,
Алису Фрейндлих, и я не вижу, чтобы они "обнародовали" свою жизнь. Они
демократичны, но не допускают фамильярности. А кто-то - наоборот. Но мне
кажется, что эта излишняя откровенность происходит от желания удержать
популярность, когда ее удерживать уже нечем. Когда человек несамодостаточен,
неинтересен сам себе, а представить по творческой линии нечего, тогда начинаются
бесконечные скандальные публикации.
-
Чем, по-вашему, Вы заплатили за успех?
-
Наверное, детьми. У меня всегда была работа, и она постоянно опережала
очередную необходимость завести ребенка. Эту работу, считала, доделаю,
а потом... Все ставила в зависимость от работы. Я работала вечно очень
много. Одиночеством в старости - думаю, этим буду платить.
-
Не страшно?
-
Жить вообще страшно. К тому же есть тихая такая надежда, что Бог не оставит
своей милостью; может быть, все это произойдет в одночасье, и ты
не будешь висеть тяжким грузом на тех, кто останется рядом с тобой. А уйдешь,
оттолкнувшись одной ногой от земли.
--
Бывают ли моменты, что играть не хочется?
-
Как только раздается третий звонок, ты - уже не ты. Ты делаешь шаг на сцену,
попадая в полоску света или темноту, - и твоя жизнь преображается. Ты уже
не властен над собой. Профессия странная, она ведь предательство в себе
заключает: когда ты снимаешь свою одежду, оставляешь свои привычки, ты,
по сути, предаешь самого себя, становишься кем-то другим, причем совсем
не обязательно хорошим.
--
Накладывают ли на Вас отпечаток дурные качества сыгранных персонажей?
-
Думаю, в каждом человеке всякого намешано. Нормальные люди просто стараются
изживать в себе дурные качества, а другие выставляют их напоказ, говоря:
"Да, я такой, но что делать, раз такой характер?" Менять надо характер,
чем-то поступаться, думать не о себе, а о ком-то другом. До тех пор, пока
человек готов меняться, узнавать что-то, он не стареет. Я в этом году первый
раз на парашюте полетела, на пляже с причала. Летела над морем. Ощущение
дивное! Я могла бы быть летчицей. Люблю аэропорт, самолеты, люблю наблюдать,
как они взлетают, садятся.
-
Какой Вы себе видитесь?
-
Думаю, что я не сахар. У меня характер упругий.
-
А окружающие что говорят?
-
У нас, чтобы к тебе все хорошо относились, нужно по крайней мере... умереть.
Тогда все начинают страдать, говорить, какая ты была хорошая. Все становятся
твоими друзьями, а так, пока ты живешь... О!
-
Вас предавали?
-
Не могу сказать, что было много таких
случаев. Из того, что я помню, - один раз. Я до сих пор с этим человеком
не общаюсь. При том, что она подходила ко мне в Прощеное воскресенье, не
могу переступить через себя. Я предательство не выношу больше всего в жизни.
Другие слабости еще можно простить. Предательство - это значит, что
ты остаешься без тылов, что построил свой замок на зыбучих песках. И у
тебя в жизни ничего не остается.
-
О чем Вы сожалеете?
-
Возможно, это покажется самонадеянным,
но я ни о чем не жалею. Я многое видела, много просмеялась и прострадала...
Почувствовала объем жизни и не отказываюсь ни от одного своего дыхания.
Это моя жизнь, и я рада, что она прошла так наполненно. Работа, встречи
с интересными людьми... Одни прошли, другие задержались.
-
Женщины редко умеют дружить.
-
У меня есть друзья, на которых я всегда могу положиться, и им все равно,
что я актриса. С одной мы дружим всю жизнь. Когда ее парень ушел в армию,
я, как Сирано де Бержерак, писала ему вдохновенные письма, а она потом
их переписывала корявым почерком. Позже он стал ее мужем. Я приезжала к
ней в минуты отчаяния и говорила: "У тебя есть старые чашки? Дай, я их
побью". И она ставила мне на стол какую-нибудь обшарпанную тарелку или
чашку. Со второй - плакали вдвоем, слушая музыку. Думаю, женщина очень
много теряет, когда становится неуверенной. В любом возрасте нужно пытаться
что-то познать новое. Вот у меня еще скутер на очереди. Обязательно попробую.
Она
не любит дат. Сыгранное и пережитое навсегда остается в прошлом. Самое
интересное то, что впереди.
Любит
все: холод, жару; осень, лето; печаль, радость, страдания; набухающие
почки и опавшие листья - "потому что все это есть жизнь"; искать ответы
на вопросы, которые ставит жизнь; открывать новое для себя; читать, вязать,
готовить.
Не
любит: предательство; когда мешают жить.
Ее
жизнь в театре: популярность Наталье Гундаревой принесло кино, но
все-таки больше она любит театр. Недаром говорят, что если человек заболел
театром, то это не лечится. "Это особенно видно на примере актеров, которым
театр ничего не дал, а они все равно не уходят. Отравлены. И их можно понять;
в театре есть "манкость". Когда ты выходишь на сцену и владеешь душой человека.
Можешь заставить плакать и смеяться. Возможность переделать, переснять
делает для меня процесс кинотворчества не очень серьезным. А театр - чрезвычайно
требовательный организм. Он ничего не прощает. В театре ты поставлен в
очень жесткие условия, и этим театр мне нравится, и этим он чудовищен,
и этим он отбирает полжизни. Но ради него стоит жить!"
Сейчас
актриса много ездит с антрепризами. Среди спектаклей - „Такая идиотская
жизнь", в котором она играет с Арменом Джигарханяном и Валерием Гаркалиным;
"Любовный напиток" - с Евгенией Симоновой, Ольгой Прокофьевой и Татьяной
Орловой; "Игрушечный рай" - с Сергеем Шакуровым.