Наталья Гундарева в «Игрушечном рае»,
показанном в Риге фирмой «Турандот» (многообещающее новое театрально-гастрольное
подразделение, отпочковавшееся от «Гвидона»), полспектакля играет то в
кресле, то в тележке-самокате. Мужская часть зала рыдает: костлявую старуху
так можно на сцену вывозитъ, а не эту актрису с ее прелестными формами!
Но, наверное, здесь и свой режиссерский расчет. Внешняя статика сильно
контрастирует с мощной психофизикой, с постоянной работой ума и сердца,
всегда присущей Гундаревой. И от этого три мини-пьески в жанре абсурда,
из которых и составлена комедия о нашем извечном соблазне заново переиграть
жизнь, действительно трогают душу. Герой говорит героине: «Какие ясные
глаза, какой сократовский лоб!» - а зрители, разумеется, думают в этот
момент об исполнительнице: «Ох, хороша, действительно хороша!». Москва
этот спектакль еще не видела.
- Наталья Георгиевна, это Ваш дебют
в театре авангарда? Мы больше знаем Вас по добротной классической драматургии.
- Да и моей душе она ближе, особенно
русская с ее раздольем для творческих сил. Нет, у меня это второй опыт:
был еще спектакль в таком роде, тоже с Сережей Шакуровым: «Я стою у ресторана»
- пьеса Эдуварда Радзинского. В том же фантазийном плане, когда много всяких
странностей и чисто сценических чудес. Но сюда мы ее не привозили.
- Героям «Игрушечного рая» дана возможность
вычислить судьбу в обратном порядке и с того момента, с которого захочется.
У вас возникало подобное желание? 28 августа Вам исполнилось 50. Вы что-то
подытоживали в судьбе?
- Вы знаете, нет. Вот если жизнь
придавит - тогда начну. А сейчас она у меня складывается так, что не хочется
в ней ничего переделывать. Итог - это завершение определенного этапа, а
мне легче ощущать себя в процессе. Наверное, чтобы не чувствовать возраста.
Может, я поверхностна или от жизни требую малого, но я ничего не итожу.
Зачем? Я должна делать то, что люблю, в этом кувыркаться, стараться глубже
постичь. Я как шахтер... Только дал бы Бог здоровья! Не для того, чтобы
себя холить и лелеять, - я неэгоистична в этом плане. Но если, скажем,
танцевать на сцене требуется, то чтоб не задыхаться, чтоб руки-ноги двигались,
голова вертелась, давление не подскакивало - я хочу чувствовать себя свободной
в профессии.
- Столько жизней на сцене прожить...
Страдают ли актеры от эмоциональных перегрузок?
- Мне кажется, что наоборот. Недаром
же древние греки говорили про катарсис, который зритель переживает, заливаясь
то смехом, то плачем. По-моему, актер на сцене испытывает эту очистительную
силу даже в большей степени - он же через себя все пропускает. Поэтому
после спектакля всегда возникает иллюзия, что если вот прямо сейчас, сразу
тебе дадут сыграть это второй раз, то ты такое выдашь! Но это обманчивое
ощущение.
- Я немножко о другом: застревают ли
в актере те чувства, которые он изображает? Ге же слезы, например.
- Нет. Психика наша так устроена,
что сама защитит от этого. Как врача, который весь день копается в кишках,
а приходит домой - и спокойно ужинает.
- Разве вы не ловите себя на том, что
в жизни иногда говорите словами из пьесы?
- Да, но не после спектакля, а в
процессе работы над ролью. Потому что когда у тебя репетиции, то вся жизнь
подчинена этому. Ты можешь гулять, сидеть, лежать, что-то там шить, варить,
пилить, резать, но внутри у тебя постоянно идут разборки с ролью. И репетировать
мне интересней, нежели чем играть. В готовом спектакле для меня всегда
есть какая-то обреченность. Потому что, хоть и можно что-то слегка изменить
в рисунке, но ничего кардинально нового ввести уже нельзя. И я всегда говорю,
что начинаю хорошо играть на третий год, когда само время как бы обновляет
образ - в «Банкроте» я играла 15 лет, в «Леди Макбет Мценского уезда» -
13, и это лучшие мои роли.
- Насколько велик процент вредности
в актерской профессии? Или его вообще нет?
- Есть. Это публичная профессия.
У зрителя она вызывает иллюзию близкого знакомства с нами, а от нас самих
требует сосредоточенности и даже уединения. А тебя норовят растащить по
кускам. Актер просто пожал человеку руку, а тот уже начинает предъявлять
на него права, ревновать. Или еще хуже - панибратство: «Вот мы с Гундаревой...»
Я уже и на письма зрительские перестаю отвечать. Раньше многим отвечала,
а сейчас все реже и реже. Стоит опрометчиво поблагодарить за отзыв о своей
работе, так тебя втягивают в целую переписку, прямо мастером эпистолярного
жанра становишься.
- Так что для актера лучше - когда
ему пишут или когда не пишут?
- Даже и не знаю. Не хочется ведь,
чтобы тебя разлюбили. Пусть пишут, но коротенько, а не пересказывают всю
свою жизнь, ожидая совета.
- Представляю, какие баррикады против
чужих взглядов приходится возводить семье, где сразу два народных любимца
- Вы и Михаил Филиппов! У вас общая баррикада или две раздельные?
- А мы с мужем ведем очень замкнутый
образ жизни. И друг от друга тоже достаточно автономны и не лезем один
другому в душу. Конечно, если он увидит какую мою работу, а я его, то каждый
что-то выскажет на этот счет. Но, отчетливо сознавая, что поскольку он
не Гончаров, а я не Фоменко, то можно и не прислушаться. Что я могу посоветовать
Мише, если как актер он совсем другой? Есть ведь и тайное в нашем деле,
то, что только для тебя.
- Вы ощущаете какую-то духовную связь
между собой и актерами нового поколения?
- Нет. А порой они и вообще кажутся
мне ужасными. Наше поколение целиком сосредоточено на профессии, а новое
- на чем угодно, кроме нее, а больше всего - на собственных успехах. Я
в их годы об этом не думала: только играть, играть, играть.
- Ваши друзья чаще всего из театральной
среды?
- Как раз наоборот, все - не из
этой среды. Потому что театральные люди очень эгоистичны и видят один в
другом прежде всего конкурента. А для моих, нетеатральных, я даже и не
артистка, а просто Наташа. И главное, что они не расценивают меня как свой
капитал - терпеть не могу быть чьим-нибудь капиталом.
- Как от финансового кризиса намерены
защищаться?
- А я от всех кризисов привыкла
защищаться одним - работой.
Галина Фролова.
назад
Реклама: |